29марта

В 2018 году произошли важные изменения в законодательстве РФ, которые дополнили перечень задач, выполняемых аудитором. Во-первых, в рамках Федерального закона от 29.07.2018 № 231-ФЗ он должен предоставлять по требованию сотрудников налоговой инспекции документы (информацию) по клиенту. Во-вторых, на аудитора возложена новая, контролирующая, функция по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием доходов, полученных клиентом преступным путем (Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ в ред. Федерального закона от 23.04.2018 № 112-ФЗ). В-третьих, с 18 марта 2019 года аудиторов обязали блокировать денежные средства либо другое имущество клиента, который попал в черный список Росфинмониторинга (Федеральный закон от 18.03.2019 № 33-ФЗ). Становится ли после этого аудитор врагом? Конечно, нет. Просто руководству компаний следует избегать сомнительных сделок и финансовых операций, которые могут вызвать у аудитора подозрения в отмывании клиентом доходов и финансировании терроризма. В противном случае аудитор обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг – теперь это его обязанность. Для того чтобы избежать негативных последствий для своих клиентов, считаем необходимым проинформировать их о возможных рисках, которые влечет за собой неисполнение положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Какие сделки в зоне контроля аудитора?

Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере оказания бухгалтерских или юридических услуг, обязаны уведомлять Федеральную службу по финансовому мониторингу (кратко – Росфинмониторинг) о сделках и финансовых операциях своего клиента, если возникает основание полагать, что целью таких действий было или является отмывание доходов, полученных незаконным путем, или финансирование террористических операций (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

В зону контроля попали не все сделки, а только следующие:

  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечение их деятельности или управление ими;
  • сделки с недвижимостью;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами либо другим имуществом;
  • управление банковскими счетами либо счетами ценных бумаг;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также их купля-продажа.

Какие данные по сомнительной сделке должен раскрыть аудитор Росфинмониторингу?

В случае обнаружения подозрительной (на взгляд аудитора) операции и если имеются основания считать ее таковой, в Росфинмониторинг передаются следующие данные по сделке:

  • информация, позволяющая проверяющим идентифицировать лицо, подозреваемое в нарушении законодательства РФ;
  • вид сделки и причины (основания) для ее совершения;
  • дата проведения;
  • сумма;
  • сведения, которые привели аудитора к мысли о том, что такая сделка проводится или может быть проведена в целях финансирования террористических действий или отмывания незаконных доходов.

Как скоро сотрудники Росфинмониторинга узнают от аудитора о подозрительной сделке?

В случае выявления сомнительной сделки аудитор должен поставить в известность Росфинмониторинг в течение трех рабочих дней со дня ее обнаружения (п. 3 Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 № 82).

Важно отметить, что предоставляя Росфинмониторингу сведения о подозрительной (в рамках Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ) сделке, аудитор не нарушает аудиторскую тайну (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Может ли аудитор извещать своего клиента о передаче сведений о нем в Росфинмониторинг?

В соответствии с п. 4 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ аудитор не имеет права сообщать клиенту об обнаружении им сомнительной сделки и передаче данных о ней работникам службы финансового мониторинга.

Что требуется от аудитора для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ?

В целях оказания методической помощи аудиторам по противодействию отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию террористических действий Минфин России, Федеральное казначейство и Федеральная служба по финансовому мониторингу совместно разработали методические рекомендации по выявлению в рамках оказания аудиторских услуг сделок и финансовых операций аудируемого лица, которые проведены или могут быть проведены с нарушением законодательства РФ.

Методические рекомендации отвечают требованиям не только законодательства РФ, в частности – Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ, Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденного приказом Минфина России от 18.12.2015 № 203н, но и международным стандартам FATF. Более того, рекомендации для аудиторов одобрены Советом по аудиторской деятельности 15.02.2019, протокол № 45.

Итак, какие возможны риски? Росфинмониторинг выделяет три основные группы:

  • страновые;
  • операционные;
  • клиентские.

Под страновыми следует понимать те риски, которые обусловлены территорией деятельности клиента или его регистрацией. Операционные риски связаны с конкретными услугами, продуктами, каналами поставок проверяемого лица. Клиентские риски обусловлены деятельностью аудируемого лица и его контрагентов (Информационное сообщение Минфина России от 07.12.2018 № ИС-аудит-25).

Для соблюдения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ аудитор должен:

  • организовать внутренний контроль;
  • фиксировать и хранить информацию;
  • хранить данные, способствующие идентификации клиентов;
  • иметь личный кабинет на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу;
  • передавать данные о подозрительных операциях и сделках клиента работникам Росфинмониторинга;
  • не нарушать сроков отправки сведений по сомнительным сделкам аудируемого лица в Росфинмониторинг;
  • не раскрывать информацию о передаче данных в Росфинмониторинг.

Может ли аудитор промолчать?

За сокрытие сведений, являющихся обязательными для передачи в Росфинмониторинг согласно нормам Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, уголовной и административной ответственности не предусмотрено. Тем не менее, молчание может дорого обойтись аудиторской компании, так как есть риск потери лицензии для ведения профессиональной деятельности.

Только ли аудиторы информируют Росфинмониторинг?

Аудиторы – не единственные лица, на кого распространяются положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Проинформировать Росфинмониторинг о подозрительных операциях должны также адвокаты, нотариусы и т. д.

Вступление в силу последних поправок к «антиотмывочному» закону

Изменения в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ, направленные на выявление аудиторами фактов отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористических действий, вступили в силу 4 мая 2018 года. Именно с этой даты у аудиторов появилась обязанность по информированию Росфинмониторинга. Что касается блокировки денег или иного имущества клиента из черного списка, то, как мы указывали ранее, нововведения вступили в силу с 18 марта 2019 года.

Что такое черный список Росфинмониторинга?

Черный список Росфинмониторинга – это перечни компаний и физических лиц, связанных с терроризмом или экстремизмом, включая распространение оружия массового уничтожения.

Как будет производиться блокировка средств аудиторами?

Поправки к закону не содержат информации, как именно аудиторам предстоит выполнять требование по замораживанию денег и иного имущества клиента из черного списка. На этот вопрос ответили сами сотрудники Росфинмониторинга. Так, блокировку средств необходимо производить путем отказа проводить сделки:

  • за счет денежных средств, которые поступили от клиента из черного списка;
  • за счет денежных средств, которые поступили от третьего лица, но для клиента из черного списка;
  • по выплате денежных средств клиенту из черного списка по какому-либо договору.

Исполнение аудитором требований Федерального закона от 18.03.2019 № 33-ФЗ не приведет к возникновению для него гражданско-правовой ответственности.

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву