31октября

С 2015 года Таможенный союз уступил место Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Государства – члены этого объединения, которое обеспечивает свободу передвижения капитала, товаров и рабочей силы, представлены Российской Федерацией, Казахстаном, Белоруссией, Арменией и Кыргызстаном.

Заключенный в Астане 29.05.2014 (а именно: Протокол № 18) Договор о создании Евразийского экономического союза устанавливает порядок косвенного обложения налогами при осуществлении экспорта-импорта товаров, проведении работ и предоставлении услуг.

В данной статье мы расскажем, что необходимо знать налогоплательщикам, применяющим специальные режимы налогообложения и осуществляющим взаимоотношения со странами – членами Союза.

Реализация импорта и экспорта товаров между государствами – членами союза

• Если осуществляется ввоз товаров из стран – членов ЕАЭС

Общее требование гласит: российские приобретатели, включая практикующих особые режимы обложения налогами (ЕНВД, УСН, ЕСХН), обязуются уплачивать налог на добавленную стоимость, экспортируя товары из государств – членов Союза1.

Импортный НДС взимает налоговый орган. Общие правила регламентируют перечисление покупателем налога в соответствующий орган, где он стоит на учете. Когда товар приобретается с использованием посреднического договора (п. 13 Протокола), налог платит потребитель (доверитель, принципал).

Налог рассчитывается на день, когда приобретенные товары учтены. Налоговая база устанавливается по цене операции, подлежащей к оплате поставщику, учитывая условия заключенного соглашения. На основании п. 14 Протокола, когда стоимость товаров представлена в инвалюте, перевод в рубли осуществляется согласно курсу ЦБ России на день, когда учитываются товары. В этом случае (п. 17 Протокола) используются нормы по налогу, определенные ст. 164 НК России, – 10 или 18 процентов.

Согласно пп. 19, 20 Протокола, взятые на учет ввезенные товары не позже 20-го числа будущего месяца должны быть оплачены в бюджет «ввозным» НДС, а в налоговый орган представлена декларация о внесении косвенных налогов. В данный момент действует прежняя редакция декларации, утвержденной в Приказе Минфина РФ от 07.07.2010 № 69н2. Ее новую форму ФНС РФ планирует утвердить в будущем.

Согласно п. 20 Протокола, к декларации следует добавить нижеследующие документы:

– заявление об импорте товара.
Оно может подаваться на бумаге (в 4-х экз.). Вместе с ним предъявляется тот же документ в электронной форме. Как альтернатива заявление представляется в виде электронного при условии наличия электронно-цифровой подписи3;
– копия банковской выписки, удостоверяющей, что косвенные налоги по импортированным товарам уплачены4;
– копии транспортных (сопровождающих товар) документов, указывающих на то, что товары были перемещены (в случае их оформления);
– копии счетов-фактур от поставщика, выписанных во время приемки товара. Налоговый орган имеет право потребовать другой документ, зафиксировавший цену на ввезенные товары, если предъявление накладной не предусматривается в законодательстве государства-поставщика;
– копия соглашения на закупку товаров (договора о посредничестве – если такой имеется);
– уведомительное сообщение5 о покупке ввезенного товара. Сообщение на иностранном языке должно сопровождаться переводом.

Все вышеуказанные бумаги могут представляться в виде электронных документов в предписанных налоговыми правилами форматах.

Поскольку ввезенные товары предполагается использовать в не облагаемой НДС деятельности, «ввозной» НДС присоединяется к их стоимости на основании п. 2 ст. 170 НК РФ.

• Если осуществляется вывоз товаров из стран – участниц ЕАЭС

Возможность экспорта товара не предопределена применяемым налоговым режимом. Согласно НК РФ, учреждения, использующие специальные налоговые режимы, не расцениваются как плательщики НДС, не считая НДС, обязательного к внесению по НК России при экспортировании товара на российскую таможенную территорию, и НДС, подлежащего уплате на основании ст. 174.1 НК РФ6.

Следовательно, при продаже товаров членам ЕАЭС неплательщиком НДС обложение данным налогом, даже по нулевой ставке, не проводится.

Платить НДС и подавать налоговую декларацию необходимости не возникает. Сделки по продаже учреждения, использующие специальные режимы обложения налогом, осуществляют не выписывая накладных и не выделяя НДС в первичной документации.

Проведение работы и предоставление услуг по договорам с государствами – членами союза

В пп. 4 п. 29 разд. IV Протокола указано, что местом проведения работ и предоставления услуг является территория страны-члена, если ее налогоплательщиком приобретаются: правовые, консалтинговые, бухгалтерские, инженерно-консультационные, аудиторские, рекламные, проектировочные, маркетологические, информационные услуги, а также работы – опытно-технологические и в области НИОКР.

То есть в случае признания местом осуществления услуг зарубежным учреждением территории России их оплата организациями, применяющими специальные налоговые режимы, подлежит обложению НДС согласно нормам гл. 21 НК России. Так, в п. п. 1, 2 ст. 161 НК России установлено: при осуществлении иностранным лицом, не учтенным российскими налоговыми органами, услуг, место предоставления которых – территория Российской Федерации, НДС рассчитывается и вносится в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим эти услуги у иностранного лица, который обязан исчислить и внести в бюджет РФ НДС по таким операциям.

Вместе с тем в связи с использованием специальных режимов обложения налогами сумма НДС, уплаченная в бюджет российским налоговым агентом, не может быть принята к вычету (п. 2 ст. 346.11, абз. 2, 3 п. 3 ст. 171 НК РФ). В силу пп. 8 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ данная сумма учитывается в составе расходов на дату ее перечисления в бюджет.


1 Исключением являются товары, которые освобождены от обложения налогами, а также ввозимые для передачи в границах одного юридического лица (пп. 1, 6 ст. 72 Договора).

2 Разъяснения даны в Письме Минфина России от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

3 Утверждено Приказом ФНС России от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

4 При наличии переплаты, которая зачтена в виде внесения «ввозного» НДС, банковская выписка не нужна.

5 Подлежит представлению в некоторых случаях (пп. 13.2 – 13.5 Протокола).

6 Регулирует отличительные черты подсчета и внесения в бюджет налога при проведении действий согласно договорам простого товарищества (совместная деятельность), инвестиционного товарищества, по доверительному управлению имуществом или соглашениям о концессии на территории России.

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву