31октября

Российские налогоплательщики, функционируя в зарубежном государстве, нередко заключают договоры об аренде, согласно которым зарубежное предприятие становится арендодателем, а российское – арендатором.

Рассмотрим ситуацию, когда российское предприятие арендует движимую собственность и использует ее в местонахождении своего филиала за рубежом, а иностранный арендодатель не располагает постоянным представительством в России и не функционирует в стране в качестве предпринимателя.

В таком случае рассматривается ли российское предприятие в рамках упомянутой сделки как налоговый агент с целью обложения НДС доходов иностранного предприятия?

Налоговый кодекс РФ (подп. 1 п. 1 ст. 146) устанавливает признание объектом взимания НДС сделок по купле-продаже товара (услуги, работы) в пределах России.

Территорией предоставления аренды движимой собственности (исключая наземные автотранспортные средства) считается место функционирования участника сделки, приобретающего данные услуги (подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Когда их приобретатель фактически находится в пределах РФ и имеет государственную регистрацию, данная территория считается местом его функционирования. Если же у него нет подобной регистрации, местом его деятельности, подтвержденным учредительными документами, является местопребывание руководства предприятия либо его представительства на постоянной основе в случае оказания услуг через него.

Следовательно, местом предоставления аренды движимости, находящейся в пределах зарубежного государства, если ею пользуется филиал российского предприятия, не зарегистрированного иностранными налоговыми органами, зарубежным предприятием, не зарегистрированным налоговыми органами Российской Федерации, должна признаваться российская территория и, соответственно, за данную услугу в ее пределах взимается НДС.

Если аренда предоставляется зарубежным предприятием, не зарегистрированным налоговыми органами России, НДС в российский бюджет на территории страны исчисляет и уплачивает налоговый агент, который приобретает подобную услугу у зарубежного предприятия (ст. 161 НК РФ).

В этой связи налоговому агенту вменяется обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет России вне зависимости от того, где фактически находится движимая собственность. В его качестве выступает российское предприятие, если его филиал не зарегистрирован зарубежными налоговыми органами, приобретающее у иностранного предприятия, не зарегистрированного российскими налоговыми органами, услугу аренды движимой собственности, находящейся в зарубежном государстве.

Что касается случаев, когда филиал зарегистрирован налоговыми органами зарубежного государства, действуют другие правила.

Если учредительными документами российского предприятия, филиал которого зарегистрирован и функционирует в зарубежном государстве, зафиксировано, что оно становится арендатором движимой собственности, находящейся в зарубежном государстве, то территория России не определяется как место предоставления аренды и Функции налогового агента не возникает.

То есть если функционирование филиала соответствует нормам подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то российская организация не становится налоговым агентом по НДС.

Что касается аренды наземных автотранспортных средств, то, как было указано выше (абз. 7 подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ), с целью вычисления НДС в качестве места предоставления аренды движимой собственности, исключая наземные автотранспортные средства, определяется российская территория, если приобретатель услуг, т. е. арендатор, функционирует в ее пределах.

Принимая во внимание тот факт, что в перечне услуг (подп. 1–4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ) не упомянута аренда наземных транспортных средств, можно сделать вывод о том, что на нее вышеуказанные положения не распространяются.

Данный вывод подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2008 № 03-07-08/12031, в котором финансовое ведомство разъяснило, что место, где арендуются наземные автотранспортные средства, устанавливается по месту функционирования предприятия, которое предоставляет подобные услуги. Это место – российская территория, если на ней зарегистрировано предприятие (п. 2 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, операции по оказанию российской организации услуг по предоставлению в аренду наземных транспортных средств, осуществляемые иностранным государством на территории иностранного государства, обложению НДС не подлежат, поскольку местом реализации этих услуг территория РФ не признается.


1 Аналогичная позиция высказана в Письме Минфина России от 23.03.2012 № 03-07-08/84, Постановлении ФАС Московского округа от 04.10.2006, 09.10.2006 № КА-А40/9552-06.

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву