13декабря

В условиях нестабильности экономики и кризиса у большого числа компаний сокращаются платежи налогов в бюджет в отличие от ситуации, когда бизнес функционирует нормально. Происходит это из-за того, что поступление выручки сокращается гораздо быстрее, чем уменьшение расходов. И это поддается объяснению: платежи по аренде, выплата заработной платы работникам, транспортные расходы и другие не удается сократить и просто, и быстро.

Но у налогового органа сокращение поступлений в бюджет, как правило, вызывает подозрения. И низкая налоговая нагрузка привлекает их внимание в первую очередь, в результате чего они заваливают налогоплательщиков «письмами счастья», требующими предоставления пояснений либо внесения изменений в налоговые декларации.

Можно, конечно, пуститься в рассуждения на тему, а правомерны ли такие запросы, ведь истребование объяснения причин сокращения отчислений налоговым законодательством не предусматривается.

Фактически запросы с требованием пояснить низкую налоговую нагрузку представляют собой вариацию так называемой налоговой комиссии, проведение которой регламентировано Письмом ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы». То есть действия налоговиков опираются на внутренние документы и, как представляется, вполне законны.

Как же все-таки поступать налогоплательщику при получении такого «письма счастья»: подготовить ответ или игнорировать?

Целесообразней было бы не допускать привлечения внимания налогового органа, а именно: заранее просчитать риски и провести мероприятия, которые предотвращали бы возникновение претензий, например, не учитывать какие-либо траты при исчислении налога на доход, перенести на будущее вычеты по НДС и т. д.

Причем, риски самостоятельно просчитать несложно. ФНС РФ Приказом от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» определила перечень критериев, опора на которые поможет налогоплательщикам самостоятельно оценить любые риски. Фактически речь идет о показателях и ситуациях, являющихся для налогового органа основанием для выбора объекта проверки.

Среди подобных показателей фигурирует и величина налоговой нагрузки в виде соотношения налогов и прибыли, которую можно рассчитать по формуле:

• сумму налогов, начисленную по налоговым декларациям за год, необходимо разделить на сумму выручки без НДС за год по данным бухгалтерского учета и помножить на 100%.

Причем, органы налоговой службы ежегодно рассчитывают по имеющимся у них сведениям объемы налоговой нагрузки в разрезе отраслей и представляют их налогоплательщикам.

Конечно, можно совсем не считать и не планировать, уповая на то, что сократившиеся налоговые показатели не привлекут внимания налоговых органов, даже если Ваша организация подвергается каким-либо из этих рисков. То есть небольшие обороты вряд ли будут представлять интерес для налогового органа. Охватить мероприятиями налогового контроля всех плательщиков с уменьшившимися платежами в бюджет налоговики не в состоянии, поэтому работают они в основном с теми компаниями, по которым возможные доначисления могут существенно улучшить показатели самого налогового органа.

Если же на Вашу организацию обратят внимание, то игнорирование требований налогового органа может закончиться включением Вас в план выездных проверок. Целесообразнее попытаться убедить, что платить меньше налогов Вы стали не потому, что занижаете налоговую базу, а в силу объективных причин.

Таким образом, чтобы не давать налоговикам оснований прибегнуть к простому выходу из ситуации – организовать выездную налоговую проверку, лучше пояснить причины. Только в этом случае можно быть уверенным, что «письмо счастья» не принесет Вам проблем.

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву