счет фактура
17февраля

Требования пп. 5, 5.1 и 6 ст. 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ) устанавливают: счета-фактуры рассматриваются как основания, чтобы суммы налога, предъявленные продавцом приобретателю, принять к вычету.

В свой черед, Налоговым Кодексом России (п. 6 ст. 169) определено: на счетах-фактурах должны присутствовать подписи руководителя и главного бухгалтера организации либо иных лиц, уполномоченных на то организацией согласно приказу либо доверенности.

При этом указанная норма, по нашему мнению, не позволяет однозначно ответить на вопрос, что подразумевается под совершением действия «подписывать»:

  • осуществление личной подписи с ее расшифровкой (далее – Вариант № 1);
  • только осуществление личной подписи (далее – Вариант № 2).

Так, если, например, обратиться к ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»1, то «Подпись» относится к реквизитам документа (п. 2 ГОСТ Р 6.30-2003).

При этом, согласно п. 3.22. ГОСТ Р 6.30-2003, в состав реквизита «Подпись» входят:

  • название должности лица, подписавшего документ;
  • личная подпись;
  • расшифровка подписи (инициалы, фамилия).

В данном случае следует отметить, что ГОСТ Р 6.30-2003 не распространяется на реквизиты счетов-фактур, однако определенное в нем содержание реквизита «Подпись» при отсутствии в НК РФ понятия «подписывать» не дает возможности однозначно толковать указанное понятие только как личную подпись (исключая ее расшифровку).

Другими словами, как уже было отмечено выше, формулировка п. 6 ст. 169 НК РФ не позволяет однозначно исключать из его подходов к толкованию Вариант № 1, при котором под действием «подписывать» счет-фактуру следует понимать как личную подпись уполномоченных лиц, так и ее расшифровку.

В то же время следует отметить, что по своей форме счет-фактура (Постановление Правительства России от 26.12.2011 № 1137) предусматривает такой реквизит, как «Ф.И.О.», который располагается рядом с реквизитом «Подпись».

В связи с этим можно говорить о том, что Постановлением № 1137 для счета-фактуры установлен реквизит «Расшифровка подписи» («Ф.И.О.»).

Данное постановление разработано во исполнение ст. 169 НК РФ (п. 8 ст. 169 НК РФ). В этой связи при подходе к толкованию п. 6 ст. 169 НК РФ по Варианту № 1 можно утверждать: наличие реквизита «Ф.И.О.» в счете-фактуре, во-первых, не расходится с требованиями НК РФ (п. 6 ст. 169), а, во-вторых, раскрывает содержание понятия «подписывать», используемое в п. 6 ст. 169 НК РФ.

Соответственно, при таком подходе к толкованию есть основания говорить о том, что если счет-фактура не содержит расшифровки подписи лиц, его подписавших, это свидетельствует о несоблюдении п. 6 ст. 169 НК РФ.

Вместе с тем абз. 2 п. 2 ст. 169 НК России установлено: наличие ошибок в счете-фактуре, которые не создают препятствий для налоговых органов во время проведения проверки идентификации продавцов и приобретателей товара (работы, услуги), прав на имущество, наименований товара (работы, услуги), их стоимости, а также ставки и суммы налога, предъявленной приобретателю, не дает основания отказать в вычете налоговых сумм.

По нашим соображениям, если в счетах-фактурах нет расшифровки подписи лиц, их подписавших, это не препятствуют установлению указанных в абз. 2 п. 2

ст. 169 НК РФ показателей. В связи с этим указанные счета-фактуры могут быть представлены в качестве основания, чтобы принять к вычету по ним НДС.

Если же подходить к толкованию п. 6 ст. 169 НК РФ по Варианту № 2, т. е. понятие «подписывать» заключается только в осуществлении личной подписи, то для правомерности вычета НДС при отсутствии в счетах-фактурах расшифровки подписей достаточно наличия формальных оснований.

Поскольку п. 6 ст. 169 НК РФ, при подходе к его толкованию по Варианту № 2, не предусмотрена необходимость расшифровки подписей лиц, подписавших счет-фактуру, соответственно:

  • нет оснований рассматривать их отсутствие как неисполнение установленных НК РФ требований к счетам-фактурам с целью принять по ним к вычету НДС;
  • и, как следствие, отсутствие в счетах-фактурах расшифровок подписей не может расцениваться как основание для отказа по ним в вычете НДС.

Таким образом, вне зависимости от возможных подходов к толкованию п. 6 ст. 169 НК РФ, отсутствие расшифровки подписи в счетах-фактурах не должно рассматриваться как основание отказа в вычете по ним НДС.

Обоснованность такой позиции оправдывается и значительной практикой арбитража2. При этом в качестве основного аргумента в защиту указанной позиции судами приводится то обстоятельство, что ст. 169 НК РФ не обязует налогоплательщиков расшифровывать подписи (фамилии) руководителей и главных бухгалтеров. Другими словами, в арбитражной практике превалирует подход к толкованию п. 6 ст. 169 НК РФ по Варианту № 2.

Несмотря на существующую по этому вопросу судебную практику, которая сформировалась в отношении периодов до вступления в силу Постановления № 1137, однако она актуальна и в настоящее время (поскольку нормы НК РФ по рассматриваемому вопросу не изменились, а действующее ранее Постановление Правительства России от 02.12.2000 № 914 (начиная с 02.03.2004) так же, как и Постановление № 1137, предусматривало в счете-фактуре реквизит «Ф.И.О»).

Однако по рассматриваемому вопросу существует и неблагоприятная для плательщиков налогов судебная практика3.

Вместе с тем, в подавляющем большинстве такой арбитражной практики суд отказывал в предъявлении к вычету НДС по счетам-фактурам с отсутствующими в них расшифровками подписи не исключительно в связи с указанными фактами, а как одним из ряда иных обстоятельств, в совокупности приводящих к недоказанности факта поставки товара (реальности всей хозяйственной операции) и, как следствие, невозможности принятия к вычету НДС.

В отношении мнения органов контроля по этому вопросу следует отметить, что в последних своих разъяснениях Минфин РФ указывает: в счетах-фактурах в показателях «Руководитель организации или иное уполномоченное лицо» и «Главный бухгалтер или иное уполномоченное лицо» проставляется подпись лица, на то уполномоченного, с указанием его фамилии и инициалов (Письма Минфина РФ от 10.04.2013 № 03-07-09/11863, от 23.04.2012 № 03-07-09/39).

Однако в приведенных разъяснениях Минфина РФ нет прямых указаний на то, что отсутствие в счетах-фактурах подписей лиц, уполномоченных на это, не может расцениваться как основание, чтобы принять к вычету НДС.

В то же время наличие как положительной, так и отрицательной для налогоплательщиков арбитражной практики по рассматриваемому вопросу не исключает риск, что налоговые органы во время проверки будут отказывать в предъявлении к вычету НДС по счетам-фактурам, если в них нет расшифровки подписей.

Учитывая вышеизложенное, по нашим соображениям, риск того, что налоговым органом будет отказано в вычете НДС по счетам-фактурам, где отсутствует расшифровка подписей, существует.

Вместе с тем, наличие значительной положительной арбитражной практики по данному вопросу позволяет оценивать вероятность положительного исхода разрешения возможного спора в судебном порядке как достаточно высокую.

В то же время, по нашим соображениям, отсутствие расшифровки продавцом подписей в счетах-фактурах:

  • во-первых, заведомо ставит покупателя в ситуацию постоянного пребывания «в зоне риска» потенциального спора с налоговым органом;
  • во-вторых, в случае возникновения таких споров на регулярной основе, хоть и с вероятным положительным исходом для покупателя, будет ставить его в ситуацию постоянной необходимости доказывать правомерность вычета НДС в судебном порядке, что соответственно будет сопряжено с возложением на покупателя соответствующих издержек (трудовых, финансовых и т. п.).

1 Утвержден Постановлением Госстандарта России от 03.08.2003 № 65-ст с датой введения 01.07.2003.

2 См., например, Определение ВАС РФ от 25.08.2008 № 10415/08, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2012 г. № А26-9024/2011, Постановление ФАС Центрального округа от 28.12.2011 г. № А64-1317/2010, Постановление ФАС Московского округа от 19.05.2011 г. № КА-А40/4521-11, Постановление ФАС Московского округа от 30.12.2010 г. № КА-А40/17539-10.

3 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.03.2012 г. № А53-4199/2011, Постановление ФАС Уральского округа от 19.08.2011 г. № Ф09-5181/11, Постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2008 г. № А65-10698/2008, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.04.2012г. № А78-3704/2011, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.05.2010 г. № А66-10057/2009.

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву