7мая

Предпосылки возникновения идеи включения неналоговых платежей в Налоговый Кодекс РФ

Вопрос полноты уплаты налогов, страховых взносов и сборов актуален в любое время. Передача полномочий ФНС России по администрированию страховых взносов уже принесла свой результат: во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн руб., что на 9,1 % (483 млрд руб.) больше показателя 2016 года1. Теперь предстоит решить вопрос сборов, ведь данные их собираемости свидетельствуют об очевидных трудностях. Так, в 2017 году Роспотребнадзору удалось получить лишь 1,5 млрд руб. экологического сбора, в то время когда план составлял 6,5 млрд руб.2.

На наш взгляд, низкая платежная дисциплина — это следствие недостаточной прозрачности и полной непредсказуемости «квазиналогов». К тому же их немало. Да и правила расчета отсутствуют в «едином документе», что ведет к необходимости переходить от одного закона (или подзаконного акта) к другому. Это неудобно и создает дополнительные сложности для плательщиков. Безусловно, сложившаяся ситуация требует пересмотра.

Решение Минфина России

Сотрудники Минфина России предложили перенести в Налоговый кодекс РФ 6 неналоговых платежей в виде:

  • утилизационного сбора;
  • курортного (туристического) сбора;
  • экологического сбора;
  • платы за отрицательное воздействие на окружающую среду;
  • обязательных отчислений операторов сети связи общего пользования;
  • платы за возмещение вреда, наносимого федеральным автодорогам общего пользования транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн.

Если принятие проекта закона о внесении неналоговых платежей в Налоговый кодекс состоится, то последствия их неуплаты для плательщика поменяются кардинально. Нарушителя может ожидать не только блокирование расчетного счета в банке, но и привлечение к уголовной ответственности.

В настоящее время жесткие меры относительно неналоговых платежей не применяются. Так, нарушение законодательства в части уплаты обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду грозит наложением на должностных лиц административного штрафа в размере от 3 000 руб. до 6 000 руб., на юридических лиц – от 50 000 руб. до 100 000 руб. (ст. 8.41 КоАП). Как видим, это незначительные потери в сравнении с тем, к каким результатам приведет нововведение Минфина России. Понимая это, Минфин решил снизить давление на бизнес за счет установления 10-летнего моратория на уголовную ответственность за неуплату неналоговых платежей, а также повысить лимит неуплаченных «квазиналогов» для привлечения к уголовной ответственности. Но только ли дополнительная ответственность ожидает бизнес? Поменяется и порядок уплаты.

Утилизационный сбор объединит в себе экологический и утилизационные сборы с плательщиков на основании статей 24.1 и 24.5 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Курортный сбор будет заменен «гостиничным». Данное изменение связано с добавлением к числу плательщиков гостиниц и иных средств размещения, которые располагаются не только в курортной местности. В настоящее время курортный сбор взимается только в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Севастопольском крае (Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ). Гостиничный сбор создаст дополнительные источники прибыли для местных бюджетов и, тем самым, будет способствовать развитию регионов.

Экологический сбор объединит в себе действующие платежи за сбросы и выбросы веществ, загрязняющих среду, и размещение отходов.

Вместо сбора за пользование федеральными автодорогами общего пользования будет введена плата за возмещение вреда, наносимого им транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Величина нового тарифа будет равна 3,73 руб. за 1 км пути. Полученное значение необходимо также проиндексировать на действующий коэффициент-дефлятор. В настоящее время ставка сбора составляет 1,91 руб.

Обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования планируется определить в размере 1,2 %, а налоговой базой сделать доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в данной сети, исключая суммы налогов, предъявленных ее оператором абонентам и иным пользователям на основании главы 21 Налогового кодекса РФ.

Позиция бизнеса

Главы трех бизнес-объединений («Торгово-промышленная палата», «РСПП» и «Опора России») направили письмо в Правительство РФ с просьбой ускорить внесение законопроекта о регулировании неналоговых платежей на рассмотрение в Государственную Думу3.

Необходимость упорядочить уплату «квазиналогов» действительно есть, однако инициативу Минфина России не поддерживают, хотя некоторые представители бизнес-сообществ все же рассматривают возможность интегрирования минимального числа «квазиналогов», у которых действительно налоговая природа4.

У представителей бизнеса есть опасения относительно включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Очевидно, что нововведение приведет к увеличению фискальной нагрузки, повышению ответственности плательщиков, а также появлению дополнительных полномочий контролирующих органов.

Итог

Если российский парламент одобрит перевод «квазиналогов» в Налоговый кодекс РФ, то новые положения вступят в силу не ранее 1 января 2021 года. Этого времени, по мнению пресс-секретаря Минфина России Андрея Лаврова, будет достаточно как налогоплательщикам, так и налоговым органам, чтобы адаптироваться к новым правилам работы5.


1 Газета «Коммерсантъ», № 45 от 19.03.2018, с. 1.

2 Газета «Коммерсантъ», № 45 от 19.03.2018, с. 1.

3 Газета «Коммерсантъ», № 45 от 19.03.2018, с. 1.

4 Газета «Коммерсантъ», № 45 от 19.03.2018, с. 1.

5 Сайт «Известия»: https://iz.ru/863760/2019-04-03/v-minfine-nazvali-sroki-vkliucheniia-nenalogovykh-platezhei-v-nalogovyi-kodeks.

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву