4июля

В последнее время очень часто индивидуальные предприниматели стали получать письма из обслуживающего банка с требованием предоставить пояснение экономической целесообразности снятия ИП наличными крупных денежных сумм при возможности осуществления безналичных расчетов.

Пунктом 14 ст. 7 Закона РФ от 07.08.2011 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее Закон №115-ФЗ, обязывает учреждения1, которые при проведении операций используют деньги или другое имущество2, осуществлять внутренний контроль с выявлением сделок, представляющих собой легализацию (отмывание) прибыли, полученной в результате нарушения закона, и финансирование террористической деятельности.

Данный закон устанавливает: клиент3 учреждения, которое проводит сделки, используя деньги или другое имущество, обязан предоставлять нужные сведения для выполнения упомянутой организацией законных требований, связанных с внутренним контролем, не исключая информирования о собственных выгодоприобретателях.

Вместе с тем, согласно ст. 6 закона № 115-ФЗ, проведение сделок с привлечением наличных денег должно обязательно подвергаться контролю в двух случаях:

  1. Когда сумма, необходимая для проведения сделки, равна или превышает 600 тыс. руб. либо эквивалентна этой сумме в инвалюте или превышает ее, а характер данной сделки предопределяется следующими операциями:
    • снятием со счета юрлица или поступлением на его счет наличности при отсутствии связи с хозяйственной деятельностью;
    • продажа или покупка физическим лицом наличной инвалюты;
    • покупка за наличный расчет ценных бумаг физическим лицом;
    • получение денежной суммы физическим лицом согласно предъявительскому чеку, который выдан нерезидентом;
    • замена банкнот разного достоинства;
    • пополнение физическим лицом наличными деньгами складочного (уставного) капитала организации;
  2. Когда ту либо иную сторону представляет физическое лицо или учреждение, о которых законным способом получены данные, подтверждающие причастность к террористической или экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, явно или неявно контролируемое, или являющееся собственностью этих лиц или учреждений, либо лицо юридическое или физическое, функционирующее от их имени или руководствуясь их указаниями.

Из этого следует, что банк имеет право контролировать снятие с расчетного счета ИП наличных денег и предъявлять требование дать пояснения о сути подобных операций лишь тогда, когда у него имеется информация о том, что ИП причастен к экстремистской или террористической деятельности.

Однако следует обратить внимание на то, что Банк может и обходить запрет на контролирование сделок с использованием наличных денег ИП, квалифицировав их как подозрительные.

Согласно п. 3 ст. 7 закона № 115-ФЗ, когда сотрудники организации, которая осуществляет операции, используя деньги или другое имущество, подозревают наличие сделок, представляющих собой легализацию (отмывание) прибыли, полученной незаконным путем, или финансирование терроризма, до истечения трех рабочих дней после выявления подобных фактов должны сообщить в уполномоченный орган4 о наличии таких операций вне зависимости от их отношения к сделкам, предусмотренным ст. 6 упомянутого закона.

Ст. 8 Закона № 115-ФЗ гласит: если имеется достаточно оснований квалифицировать операцию либо сделку как легализующую прибыль, полученную преступным путем, или как финансирование террористической деятельности, уполномоченному органу надлежит направить материалы об этом правоохранителям либо налоговой службе, учитывая их компетенцию.

Уполномоченному органу предстоит принимать решение о приостановке на срок до 30 суток операций, использующих деньги или другое имущество, если полученные сведения по результатам предварительной проверки признаны им обоснованными.

Основываясь на заявлении уполномоченного органа, суд принимает решение приостановить банковские операции по сделкам лиц или учреждений, использующих деньги или другое имущество, на которых имеется полученная законным образом информация, подтверждающая их причастность к террористической или экстремистской деятельности, либо юридических лиц, явно или неявно контролируемых или являющихся собственностью таких лиц или учреждений, либо физических или юридических лиц, функционирующих от их имени или руководствуясь их указаниями, вплоть до отмены такого решения согласно законодательству РФ.

Следовательно, у Банка, учитывая нормы ст. 6 Закона № 115-ФЗ, отсутствует формальное основание требовать исполнения со стороны индивидуального предпринимателя норм п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ указанного закона, а именно представления пояснений экономической целесообразности снятия крупных сумм наличности при возможности осуществлять безналичные расчеты.

Однако, учитывая возможности банка при отнесении операций, использующих наличные деньги и другое имущество, к подозрительным уведомлять об этом уполномоченной орган, ИП может попасть под неприятную процедуру проверки со стороны Федеральной службы финансового мониторинга непричастности к сделкам, представляющим собой легализацию (отмывание) прибыли, полученной незаконным путем, или финансирование террористической деятельности.


1 В целях Закона № 215-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в частности, и кредитные организации.

2 Операции с денежными средствами или иным имуществом – действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (ст. 3 Закона № 215-ФЗ).

3 Клиент – физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 3 Закона № 215-ФЗ).

4 Федеральная служба по финансовому мониторингу – «Росфинмониторинг» (Положение утверждено Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808).

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву