8марта

Холдинг или группа компаний «Ромашка» является одним из генеральных спонсоров волейбольной команды спортивного клуба «Орленок», о чем сообщается на первой странице интернет-сайта клуба. Баннер с логотипом группы компаний «Ромашка», размещенный на этом сайте, является активной ссылкой, при нажатии на которую открывается окно официального сайта группы компаний «Ромашка», где содержится информация обо всех компаниях (участниках), входящих в это холдинговое объединение.

На фотографиях волейбольной команды, размещенных на интернет-сайте спортивного клуба «Орленок», изображены игроки команды в экипировке с нанесенным на ней фирменным знаком группы компаний «Ромашка» (на форме отражено название группы «Ромашка»).

Принимая во внимание тот факт, что ООО «Ромашка» является холдинговой компанией (головной организацией холдинга) и одним из участников холдингового объединения, продвижение группы в целом окажет положительную динамику в отношении этого общества и сделает его деятельность более узнаваемой и успешной на рынке.

В данной ситуации законодательством установлено, что спонсорские расходы не учитываются при исчислении налога на доход.

Несмотря на это, полагаем, что указанные расходы могут отражаться в налоговой базе по налогу на доход, если рассматривать их как рекламные расходы.

Данная позиция основывается на нижеследующем:

Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон № 38-ФЗ) в п. 1 ст. 3 определяет рекламу как информацию, для распространения которой используются любой способ, любая форма и любые средства; она адресуется неопределенному кругу лиц и направлена на то, чтобы привлечь внимание к объекту рекламирования, формировать или поддерживать интерес к нему и продвигать на рынке.

Конституционным Судом РФ установлено, что обоснованность расходов, которые учитываются при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате. Вместе с тем обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от эффективности использования капитала. Данная позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 № 320-О-П.

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ прочие расходы, относящиеся к производству и реализации, составляют, в частности, расходы на рекламирование товаров (работ, услуг), произведенных (приобретенных) и (или) предназначенных к реализации, функций налогоплательщика, торговой марки, в том числе при участии в ярмарках и выставках, учитывая положения п. 4 ст. 264 НК РФ.

В главе 25 Налогового кодекса РФ содержатся указания на затраты организации в целях рекламы (п. 4 ст. 264 НК РФ), к которым относятся:

  • расходы на рекламу в СМИ (в т. ч. объявления в печатных изданиях, радио- и телепередачах), информационно-телекоммуникационных сетях, при кино- и видеосъемке;
  • расходы на наружную рекламу (световую и др.), в т. ч. рекламные стенды и щиты;
  • расходы на оформление витрин, экспозиций, выставок-продаж, демонстрационных залов и комнат образцов при проведении выставок и ярмарок, подготовку рекламных каталогов и брошюр с информацией о реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг, торговых марках, о представляемой организации, уценке товаров, целиком или частично утративших во время экспонирования свои первоначальные свойства.

Затраты налогоплательщика на призы, вручаемые победителям их розыгрышей при проведении рекламных кампаний, а также на другие не указанные выше виды рекламы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в целях налогообложения не превышают 1 % выручки от реализации (ст. 249 НК РФ).

В пп. 9 и 10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ дается определение понятия спонсора и спонсорской рекламы. Согласно данным нормам спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

В настоящее время формируется практика, признающая правомерность включения в налоговую базу по налогу на доход затрат на рекламу, осуществляемых в виде спонсорства.

Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 04.04.2011 № КА-А40/2332-11-П принял сторону налогоплательщика, определив, что спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый – рекламодателем и рекламораспространителем. Следовательно, расходы общества в виде денежных средств, перечисленных по договорам об оказании спонсорской поддержки, являются рекламными расходами и могут быть включены обществом в прочие расходы согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ.

ФАС МО в Постановлении от 13.01.2010 № КА-А40/14745-09 указал, что несмотря на то, что логотип спонсора нанесен на форму спортсменов, заключать договор индивидуально с каждым игроком (который носил форму с логотипом спонсора) необязательно, так как само по себе обстоятельство демонстрации информации о спонсоре игроками спортивных команд не означает, что организация не может учитывать свои расходы при налогообложении.

Если же компания финансирует некоммерческую организацию (детсад, школу и т. п.), а получатель помощи не распространяет информацию неограниченному кругу лиц об организации как о спонсоре, проверяющие не признают данные расходы рекламными и, скорее всего, суд их поддержит (Постановление ФАС ВВО от 09.01.2007 N А31-10518/2005-10).

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву