15июня

Предоставление и реализация услуг по обработке информации, которые оказываются зарубежной компании, не владеющей в Российской Федерации постоянным представительством

Согласно НК РФ, реализация услуг по обработке информации не является объектом налогообложения НДС (налога на добавленную стоимость) для зарубежных организаций, которые не имеют в России постоянного представительства. В подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ указано, что к таким услугам относятся: подготовка, систематизация и резюмирование данных, передача в распоряжение заказчика результатов работы.

Тем не менее, на практике зачастую возникают затруднения, связанные именно с обобщенной формулировкой Налогового Кодекса, где отмечены положения, связанные с оказанием услуг в области обработки информации с целью применения льготы по НДС. В первую очередь, услуги, определяющие обработку данных, следует рассматривать в совокупности. То есть налогоплательщик должен, во-первых, собрать информацию, во-вторых, обобщить и систематизировать ее, в-третьих, представить пользователю результат обработки.

Таким образом, для того чтобы установить, подпадают ли реализуемые услуги под определение обработки информации, необходимо конкретизировать значение каждого предмета данной совокупности.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит статью № 2, в которой указано, что данные вне зависимости от формы их предоставления являются сведениями (информацией, сообщением). Их сбор – использование определенных процедур, методов. Исполнитель осуществляет физическую и интеллектуальную работу, применяя:

• опросы;
• подсчеты;
• мониторинги СМИ, законодательных баз;
• анкетирование;
• наблюдение и др.

Вся информация, которая содержится в базах данных, относится к информационным системам. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что систематизация является упорядочением информации, приведением ее во взаимосвязанную и согласованную систему по определенным характеристикам и признакам. Такая работа помогает добиться наиболее полного учета данных, которые предназначены для информирования заказчика/заинтересованного лица.

Одним из примеров может служить регламентация нормативных правовых актов. Расшифровывая это понятие, нужно иметь в виду, что исполнитель должен привести их в связанную по отраслям законодательства систему. Так, можно добиться максимально полного учета нормативных актов в целях информирования заинтересованных лиц о действующих правовых нормах. Или, например, упорядочения собранной информация о потенциальных конкурентах, их финансовом положении и деловой репутации, конъюнктуре рынка, потребителях их продукции в целях информирования заинтересованных лиц о возможности функционирования в той или иной области, учитывая наличие на рынке представителей подобной деятельности.

Таким образом, оказание услуг по обработке информации – это не сбор и классификация факторов для разового применения и не подготовка какого-либо отчета, а передача базы данных, где содержится собранная для дальнейшего использования информация (данные).

Вам была интересна и полезна эта статья?
Будем рады Вашему отзыву